21.01.2005

Банки обижают малый бизнес. Предпринимателям трудно получить кредиты



Василий Кудинов

Несмотря на заверения банкиров о готовности сотрудничать с небольшими предпринимателями, кредитовать их готов лишь каждый третий банк, показало исследование Ассоциации региональных банков “Россия”. Впрочем, даже имеющиеся предложения зачастую неприемлемы для малого бизнеса.


Исследование ассоциации “Россия” проводилось путем анкетирования, в котором приняли участие 85 банков из 36 регионов во всех федеральных округах. Критерии определения малого предпринимательства оставались на усмотрение самих банков.

Только каждый третий банк реально готов кредитовать субъекты малого предпринимательства, резюмирует первый вице-президент Ассоциации региональных банков “Россия” Владимир Киевский. По данным ассоциации, 13% опрошенных банков выделяют малые предприятия в отдельную категорию заемщиков, с которой они готовы работать. Еще 23% респондентов рассматривают средние и малые предприятия как единую целевую аудиторию, с которой можно работать. Наиболее существенным при выдаче кредита малым предприятиям банкиры считают их финансовое состояние (92% опрошенных), хорошее обеспечение (82%) и наличие кредитной истории (75%). В результате получить кредит как стартовый капитал малым предпринимателям почти невозможно, резюмирует Киевский.

“У меня сложилось впечатление, что получить кредит просто невозможно, — делится впечатлениями брянский предприниматель Марина Александрова, фирма которой изготавливает одноразовые тапочки для гостиниц. — Нужен либо залог, либо гарант. И требуется оформить огромное количество бумаг, что делает кредит просто бессмысленным”.

У малого бизнеса более высокие риски. К тому же необходима солидная ресурсная база, поскольку работа с этой категорией заемщиков интересна только при большом объеме выданных кредитов, объясняет избирательность начальник отдела кредитования малого бизнеса ростовского банка “Центр-инвест” Андрей Тучков.

Впрочем, ситуация постепенно улучшается. У трети банков, ссужающих “малышам”, за год доля кредитов малому бизнесу осталась неизменной. Увеличилась она у 58%, а сократилась лишь у 8,7%, отмечает Киевский.

Выходят на рынок и новые игроки. Один из них — Внешторгбанк. По словам зампреда правления банка Геннадия Солдатенкова, в ближайшие годы объем выданных малому бизнесу кредитов Внешторгбанк намерен увеличить в пять раз до $5 млрд. На эту категорию заемщиков должно приходиться до 30% активов ВТБ. Вслед за кредитованием населения работа с малыми предпринимателями становится одним из наиболее привлекательных сегментов рынка, отмечает аналитик парижского офиса Standard & Poor's Екатерина Трофимова.

А для предпринимателя Дениса Гурского, выпускающего открытки FlyCards, занять в банке оказалось несложно. “Нас устраивает банк, с которым мы работаем. Но он дает кредиты только более 300 000 руб. Другие готовы и на меньшие суммы, но требуют переводить оборот к ним, что неудобно”, — рассказывает он.

По мнению президента Связь-банка Геннадия Мещерякова, с малым бизнесом работают гораздо больше, чем треть банков. Немногие могут похвастаться высоким капиталом, поэтому региональным банкам в силу нормативов не остается ничего другого, кроме как кредитовать таких клиентов. “С крупными клиентами работать выгоднее, но кто думает о будущем, не забывает о предпринимателях”, — убежден Мещеряков.

Президент Ассоциации региональных банков Гарегин Тосунян сетует, что добраться до мелких заемщиков, особенно в глубинке, банкирам непросто — даже на периферии открытие одного филиала обходится в $100 000, которые “отбить” на мелких кредитах очень сложно. Поэтому ставки для малых предприятий в полтора раза превышают стоимость ресурсов для других заемщиков, говорит Киевский. По его подсчетам, в первом полугодии 2004 г. “малыши” занимали в рублях в среднем под 19,3% годовых, а более крупные предприятия платили 12% годовых.



Ведомости