29.11.2005 03:50
    Поделиться

    Эксперт: банки должны учиться рисковать

    рисковать в работе с инновационным и малым бизнесом

    Что есть малый бизнес

    Социальный портрет малого предпринимателя достаточно предсказуем - почти 80 процентов из них мужчины, 65 процентов имеют высшее образование и 70 процентов находятся в возрастном диапазоне 30-50 лет. Что касается отраслей экономики, которые представляет российский малый бизнес, то на 78 процентов это торговля, на 16 процентов - сфера услуг и лишь 6 процентов составляет производство.

    Федеральный закон о поддержке малого предпринимательства в РФ принят Государственной Думой 12 мая 1995 года, то есть 10 с лишним лет назад. Специализированные муниципальные интернет-сайты содержат множество информации о целевых программах. Ежегодно на поддержку и развитие инфраструктуры малого бизнеса выделяются значительные средства, но давайте рассмотрим нынешнее состояние дел в сфере малого бизнеса на отдельных примерах.

    В России в настоящий момент создано и действует более 1,3 тысячи государственных и муниципальных объектов поддержки малого предпринимательства, в составе которых фонды и агентства, а также специальные технологические парки и бизнес-инкубаторы. Последнее замысловатое название означает, что государство вкладывает средства в строительство недвижимости и передает ее как бы в собственность непосредственно субъектам малого бизнеса, но без права продажи, то есть фактически без права распоряжения - в точности как ведомственное жилье.

    В то же время к субъектам малого предпринимательства по критериям действующего законодательства может быть отнесено чуть менее 1 миллиона юридических лиц и 5 миллионов индивидуальных предпринимателей.

    Сколько надо кредитов

    При этом только часть таких объектов оказывает реальную помощь в виде кредитов и компенсации банковских процентных ставок. Суммарные ежегодные объемы кредитования измеряются единицами миллиардов рублей, в то время как общая потребность в кредитовании указанного сегмента в России составляет по различным оценкам 30-40 миллиардов долларов США, то есть в среднем около 6,5 тысячи долларов США на каждое предприятие или предпринимателя.

    По различным оценкам, потребность рассматриваемого сегмента в кредитовании в части малых кредитов (от 10 тысячи долларов США) удовлетворена не более чем на 15-20 процентов. Что касается микрокредитов (до 10 тысяч долларов США), то "удовлетворенность" ими составляет всего 5-7 процентов. Правда, спрос на микрокредиты частично обеспечивается растущим предложением банков по нецелевым кредитам или овердрафтам для частных лиц. Однако кредиты эти в силу высоких рисков для банка весьма дороги. Кроме того, финансовые институты часто требуют от потенциального заемщика предоставления справки о доходах с места работы, а также оформления поручительств третьих лиц.

    Высокие ставки и риски

    Причиной высоких эффективных банковских ставок для субъектов малого бизнеса, кроме стоимости ресурсов и рисков, также являются внутренние процессы. Для того, чтобы работа с сегментом малого бизнеса была выгодна для банка, особенно в части микрокредитов, необходимо создать автоматизированную технологию предоставления кредитов с максимально низкими издержками при условии поддержания контролируемого качества кредитного портфеля. Последнее предполагает наличие эффективной методики оценки кредитных рисков, процедуры принятия решений и делегирования полномочий, необходимую квалификацию кредитного персонала, а также отлаженный контроль операционных рисков.

    Разные банки решают эти проблемы по-своему. Для снижения себестоимости микрокредита некоторые банки используют для принятия решений скоринговые карты, как это делается при кредитовании физических лиц. Другие ограничивают минимальную сумму кредита, тем самым отсекая кредиты, сумма процентных и комиссионных платежей по которым не покроет расходов по рассмотрению и сопровождению кредита.

    Некоторые крупные финансовые учреждения привлекают западных консультантов. Такой шаг наиболее эффективен для банков, которые ставят цели по захвату и удержанию значительного сегмента данного рынка в будущем. Однако для большинства некрупных банков такая услуга недоступна в силу высокой стоимости.

    Трудности для новичков

    Стартовый бизнес в настоящее время практически не кредитуют ни коммерческие банки, перед которыми задача по удвоению ВВП, кстати, не стоит, ни государство, которое, видимо, не в состоянии создать действенный механизм оценки и закрытия рисков по проектам "start-up". Это направление является наиболее проблемным, поскольку рынок кредитов на развитие бизнеса в настоящее время активно насыщается предложениями коммерческих банков, а стартовый бизнес продолжает бесполезный поиск инвесторов. Как показывает практика, примерно одна из 20 попыток привлечь капитал под стартовый проект имеет успех. По признанию одного из руководителей американского венчурного фонда в России, успешными оказываются не более 5 процентов проектов, финансовый результат по которым с лихвой компенсирует все потери по прочим проектам.

    В России основным стоп-фактором развития подобных фондов за счет консолидации средств частных лиц являются вопросы информированности населения, доверия и профессионализма управляющих. По моему мнению, государственные гарантии и средства прежде всего должны быть направлены именно в стартовый бизнес в сфере производства товаров и предоставления услуг, и уж, конечно, в иных объемах. Можно пойти по проторенному пути - для повышения качества анализа проектов привлечь высококлассных специалистов, удержать при помощи достойного уровня оплаты труда, рассмотреть возможность страхования рисков в страховых компаниях, чтобы полностью контролировать возможные потери, и поддерживать процентную ставку по кредитам исключительно на уровне потерь.

    Объемы выдаваемых банками кредитов малому бизнесу практически удвоились за последние несколько лет, однако банкам по-прежнему приходится тратить значительные средства на рекламу, чтобы привлечь заемщиков, несмотря на то, что, как уже отмечалось, потребности в кредитовании весьма высоки. Почему это происходит? Одной из основных причин, помимо нежелания банков работать со стартовым бизнесом, является то, что банки в принципе готовы кредитовать исключительно крепко стоящих на ногах клиентов под обеспечение твердым залогом с условием его страхования в пользу банка, что также повышает расходы клиента. Имеются также требования к структуре залога - банки не любят получать в залог товар в обороте на 100 процентов. При этом бизнес заемщика оценивается с применением классических финансовых коэффициентов с установкой отсекающих параметров на уровне, рекомендуемом классической теорией кредитования, то есть зачастую не применяется ни отраслевая, ни сегментная дифференциация. Снижение таких параметров до интуитивных уровней может крайне негативно сказаться на качестве портфеля кредитов, поэтому банки выбирают заведомо консервативный подход, который практически гарантирует портфель с низкой просрочкой, но влечет за собой отсечение потенциально перспективных и качественных заемщиков.

    Конкуренция частных займов

    Вместе с тем конкуренция на рынке микро- и малых кредитов несомненно присутствует в виде частных займов. Данный вид кредитования несет в себе значительные риски как для кредитора, так и для заемщика, однако процентные ставки ненамного превышают банковские (2-3 процента в месяц для московского рынка), а главными преимуществами являются оперативность, отсутствие бумажной волокиты и залога. Напомню, что инвестиционный потенциал частных лиц в стране оценивается на уровне 30 миллиардов долларов США, что вполне соответствует уровню потребности малого бизнеса. При грамотной организации дела, в части тех же венчурных компаний, столь серьезный капитал вполне может потеснить на рынке банковский сектор.

    Что касается вопросов законодательства, то многие аспекты работы с обеспечением по-прежнему являются для банков проблемными. Например, при залоге здания необходимым условием является ипотека земельного участка, что особенно проблематично при залоге части здания. Отсутствует механизм регистрации сделок с движимым имуществом, сложен порядок внесудебного обращения взыскания на предмет залога. Заложенное имущество включается в конкурсную массу при банкротстве компании-залогодателя и шансы кредитора вернуть деньги невелики, особенно учитывая, что безусловный приоритет в этом случае имеет налоговая служба. Вопрос формирования резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности для малого бизнеса также является проблемным, в связи с неоднозначностью процедуры оценки финансового состояния заемщика при наличии минимума документов, как это бывает в ситуации с применением упрощенной системы налогообложения или уплаты налога на вмененный доход.

    Как снизить риски

    Для снижения рисков кредитования заемщиков, имеющих просроченную задолженность по уплате налогов, банки зачастую требуют справку из ИМНС с подтверждением отсутствия таковой задолженности. Сроки изготовления справки делают категорически невозможным предоставление кредита даже за неделю.

    Создание кредитных бюро призвано снизить вероятность кредитования недобросовестных заемщиков, однако на данный момент эта система не функционирует, хотя работа в данном направлении ведется давно.

    Кроме того, с повестки дня не сходят вопросы налогообложения и коррупции. Фирмы, предлагающие услуги быстрой регистрации бизнеса, по-прежнему растут и процветают. Выходит, официальный путь регистрации гораздо длиннее и сложнее. Факты коррупции в налоговой службе перестали быть тайными и перекочевали на центральные каналы, представители малого бизнеса охотно делятся неофициальной информацией о поступающих предложениях по возмездной оптимизации налогообложения.

    Сотрудники малых фирм, как правило, получают небольшую официальную заработную плату, вследствие чего государство недополучает налоги. С учетом численности сотрудников, занятых на предприятиях малого бизнеса, роста экономики и тенденций развития данного сегмента, цена вопроса составляет миллиарды долларов США ежегодно. Снижение ставки подоходного налога и без того, как все уже заучили, самого низкого в Европе, хоть до 0 процентов не решит проблемы, поскольку, во-первых, единый социальный налог платить нужно и ставка его совсем иная; во-вторых, и это более серьезно, в обществе и бизнесе уже сформированы так называемые деловые обычаи. Некоторые банки при рассмотрении вопроса о кредитовании учитывают "серые" доходы как компаний, так и частных лиц. Для того чтобы разорвать этот круг, необходимо найти точку компромисса по налоговой ставке; определить, каким образом и какими силами государство может и будет контролировать собственные доходы в этой части и какие расходы для этого потребуются. По всей видимости, более выгодно предоставить малому бизнесу ощутимые льготы в части налогообложения по единому социальному налогу, а также налогу на доходы.

    Власть что-то делает

    Нельзя однозначно сказать, что власть отворачивается от проблем бизнеса. Статистики на этот счет нет, но есть примеры, подтверждающие обратное. Например, совсем недавно, во время недельного пребывания в Хабаровске, автору удалось побывать на семинаре, темой которого являлся диалог "власть - малый бизнес". Бросилось в глаза, что в обсуждениях было много конкретики, мелких деталей, что свидетельствует о том, что это явно не "первое свидание", а скорее, публичное рабочее совещание.

    Надо также отметить, что в части географии, отношение к малому бизнесу в стране неоднородно. В различных регионах суммы кредитов, предоставляемых фондами поддержки предпринимательства, различны, как и выделяемые министерством финансов квоты. С другой стороны, сам бизнес и финансовые организации также распределены по территории России весьма неоднородно. Численность малых предприятий в некоторых городах страны составляет всего 1-2.

    И все же основная проблема, как видится, в другом. Нынешний подход к формированию и модификации системы законодательства фактически не стимулирует развитие малого бизнеса и мало учитывает его потребности.

    И что должна сделать

    На мой взгляд, необходимо на максимально высоком уровне, учитывая российскую нелюбовь к компромиссам, определить наиболее актуальный и детализированный круг задач в части законодательства и развития инфраструктуры в сфере малого бизнеса, установить жесткие сроки и конкретных ответственных лиц для их решения, а также выделить необходимые средства, хотя бы и за счет растущего, стабилизационного фонда, поскольку речь идет о системных и стратегических вопросах развития экономики. В таких случаях инвестиции должны вызвать эффект финансового мультипликатора, а не чистой эмиссии, провоцирующей инфляцию. И главное - необходимо создать и довести до сведения субъектов малого бизнеса через СМИ единую, максимально простую и понятную структуру органов поддержки, а также фамилии конкретных лиц, способных оперативно решать их вопросы, как это делают заинтересованные в финансовом эффекте банки. Наконец, наделить эти структуры реальными и обширными полномочиями в рамках абсолютно прозрачных критериев отбора проектов.

    Что касается банковской системы, она вполне вписывается в общий вектор развития, однако банкирам нужно поторопиться, во-первых, чтобы занять достойную долю на растущем рынке; во-вторых, разработать технологии, действительно учитывающие специфику российского бизнеса, чтобы не отсекать качественных заемщиков; в-третьих, найти-таки подход к стартовому бизнесу, причем одновременно эффективный и недорогой.

    Поделиться