Отвоеванные квадраты

Развитие малого бизнеса в Волгограде идет по спирали: власти то дают послабления предпринимателям, то вновь закручивают гайки. Докризисные месяцы прошлого года для малого бизнеса ознаменовались новыми ставками по аренде земельных участков и бурными дебатами по вопросу выкупа муниципальных помещений. кризис расставил все по своим местам: власти области и города нашли взаимопонимание с предпринимателями не только по острым вопросам аренды и выкупа, но и утвердили размеры господдержки.

Земельный вопрос Прошлогоднее повышение арендной платы на земельные участки в разы стало проблемой для малого предпринимательства Волгограда. Понятно, что властям надо собрать бюджет (сборы по аренде на землю легко прогнозируемы в отличие от налоговых поступлений, которые зависят от уровня жизни, спроса и скорости обращения денег). Малому же бизнесу нужны оборотные средства, и повышение арендной ставки в многократном размере для многих равносильно разорению.

Первая попытка урегулировать земельные отношения между бизнесом и властью была предпринята в июле прошлого года. Представители волгоградского отделения общероссийской организации «Опора России» направили властям города протест против «необоснованного увеличения» стоимости аренды земельных участков. В этом вопросе их поддержали коллеги из общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Напомним, что решением Волгоградской гордумы от 15 мая 2008 года № 3/84 («О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена») арендная плата за землю выросла в среднем по городу в 5–10 раз, а в некоторых случаях повышение достигло 50-кратного размера от прежних ставок. Документ был опубликован в июне прошлого года, однако, по решению депутатов, по новой методике должны были быть пересчитаны все платежи бизнесменов с 1 января 2008 года. По мнению предпринимателей, новые коэффициенты по расчету арендной платы за земельные участки утверждены, с одной стороны, для каждого из районов города, с другой стороны, не соотносятся с уровнем жизни, инфраструктурной обеспеченностью и плотностью населения района. К примеру, значения коэффициентов дифференциации для размещения объектов «торговые павильоны» составляют: Дзержинский — 5,7; Кировский — 4; Тракторозаводский — 4; Советский — 3; Краснооктябрьский — 3; Красноармейский — 2,5; Центральный — 2,2; Ворошиловский — 3,5. Вызвало непонимание со стороны предпринимателей и отсутствие в постановлении понятия «прилегающая (или обслуживающая) территория». В итоге владелец торгового павильона обязан платить за 1 кв. м аренды газона столько же, сколько стоит 1 кв. м земли, на которой собственно находится бизнес.

«Этой методикой власти пытались подогнать размер аренды к кадастровой стоимости земли, — отмечает председатель Кировского отделения ВОО „Опора России“ Андрей Удахин. — Однако кадастровых участков в городе более 700, в границах одного района их количество может насчитываться до сотни. Поэтому возникла ситуация неравной оплаты аренды на территориях, равных по транспортной доступности или потоку покупателей».

Отстаивание интересов бизнесменов происходило и в судебном порядке. Прокуратура Волгоградской области, а также отдельные предприниматели потребовали признать недействующим 7-й пункт решения гордумы от 15 мая 2006 года. Речь идет о сроках действия решения депутатов, в частности, о повышении арендных ставок на землю «задним числом» — с 1 января 2008 года, а не со дня официального опубликования документа. Волгоградский Арбитражный суд согласился с доводами надзорного органа и бизнесменов, и решение депутатов в этой части было признано недействующим.

Тем не менее выработать правильное, удобное как бизнесу, так и власти решение проще всего коллегиально, в ходе обсуждений и дискуссий. Постепенно к этому методу приходят и волгоградские власти, и бизнес. В горадминистрации для решения проблемы была создана согласительная комиссия во главе с первым вице-мэром Александром Давыденко. В нее вошли представители мэрии, депутаты городской думы, председатели общественных организаций. Итогом их работы стало решение городских парламентариев внести изменения в порядок определения арендной платы и утверждения коэффициентов расчета. Согласно коррективам, ряд категорий юридических и физических лиц освобождается от уплаты арендной платы за земельные участки в части, зачисляемой в бюджет Волгограда: арендуемые для эксплуатации павильонов, в части превышающей полуторакратное увеличение арендной платы относительно размера арендной платы на 2007 год (за исключением павильонов, в которых расположены игровые автоматы); арендуемые для эксплуатации автостоянок, в части превышающей полуторакратное увеличение арендной платы относительно размера арендной платы на 2007 год.

«Идя навстречу интересам предпринимателей, город „жертвует“ суммой в размере 49 млн бюджетных рублей. Но с этой суммой несоизмерима представленная предпринимателям возможность сохранить и развивать свой бизнес», — считает заместитель главы Волгограда Валентина Зимнякова. По данным мэрии, сейчас на территории Волгограда в аренду под эксплуатацию торговых павильонов предоставлен 451 земельный участок, эксплуатацию павильонов — 58 земельных участков, автостоянок — 152 земельных участка.

Условия выкупа Механизм выкупа муниципальных помещений предпринимателями со скрипом начал ход в июне прошлого года. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 22 июня 2008 года подписал Федеральный закон №159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». ФЗ предусматривает предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права приобретения арендуемого ими имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности. В соответствии со 159-ФЗ осенью в Волгоградской области был принят региональный закон «Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

Принятию регионального закона предшествовала острая дискуссия между областной и городской властью. Муниципалитет предлагал проводить приватизацию имущества так, чтобы выкуп осуществляли те предприниматели, площадь аренды у которых не более 500 кв. м и с правом рассрочки на три года, причем арендная плата шла в счет выкупа. Впрочем, областные парламентарии приняли другие нормы: выкупаются помещения до 1000 кв. м с рассрочкой платежа на шесть лет.

По мнению специалистов департамента муниципального имущества администрации Волгограда, принятый вариант имеет ряд недостатков в сравнении с предложенным муниципалитетом. «Во-первых, предлагавшиеся нами три года рассрочки были привязаны к трехлетнему планированию бюджета, — отмечает заместитель руководителя департамента муниципального имущества Ольга Ралдугина. — Во-вторых, трудно проанализировать процент инфляции на такой период, а значит, за шесть лет произойдет неизбежное рассеивание бюджетных денег. И наконец, из доходной части городского бюджета выпадут платежи арендной платы (в этом году они составляют 400 млн рублей). Что же касается предельной площади, квота в 1000 кв. м принята скорее в интересах крупного бизнеса. Ведь 90% волгоградских предпринимателей арендуют помещения площадью до 300 кв. м, 9% — до 500 кв. м. Менее 1% составляют те, кто занимают площади в 1000 кв. м, как правило, это крупные сетевые магазины и производственные цеха».

В мэрии отмечали, что для представителей малого и среднего бизнеса решение облдумы может иметь не самые лучшие последствия. Основное количество помещений, находящихся в муниципальной собственности, в ближайшее время будет выкуплено, и городу больше нечего будет предложить малому бизнесу. «Скорее всего, в перспективе предпринимателям придется арендовать помещения у новых владельцев», — отмечает Ольга Ралдугина.

В свою очередь региональные власти считают, что закон сыграет огромную роль в дальнейшем развитии малого и среднего бизнеса, укреплении позиций предпринимательства. «После многочисленных консультаций с представителями федеральной власти с волгоградскими бизнесменами мы нашли оптимальный вариант, который бы устраивал все стороны, — считает губернатор Николай Максюта. — Предоставляя шесть лет на рассрочку платежа, мы делаем тем самым послабления предпринимателям, которые честно работали и вовремя оплачивали аренду помещения в течение нескольких лет. Потому что, если б мы пошли по другому пути, сократив сроки выплаты до трех лет, как предлагала, например, мэрия города Волгограда, то просто бы не дали малому и среднему бизнесу развиваться, вынуждая его всю прибыль пускать на погашение платежей».

По мнению губернатора, также беспочвенны разговоры об огромных суммах выпадающих доходов в бюджетах муниципальных образований. «Мы предложили им посчитать, сколько они будут получать налога на имущество, когда не будет доходов от арендной платы. Оказалось, никто ничего фактически не теряет», — отмечает Николай Максюта.

Выпадающие доходы муниципальные власти вынуждены были компенсировать иначе. Депутаты городского парламента в конце декабря прошлого года приняли документ, согласно которому с 1 января произошло повышение на 18% базовой величины стоимости строительства 1 кв. м, используемой при расчете арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда. Инициатором повышения стал департамент муниципального имущества администрации города. Свою позицию чиновники обосновывали соответствующим уровнем инфляции, прогнозируемым на 2009 год. Мэрия Волгограда сдает предпринимателям города 420 тыс. кв. м офисных и торговых площадей, которые входят в муниципальный нежилой фонд Волгограда. По данным департамента муниципального имущества мэрии в 2009 году этот показатель снизится до 301 тыс. кв. м, поскольку 80 тыс. кв. м будут приватизированы.

В свою очередь, предприниматели напомнили, что в сфере малого и среднего бизнеса идет спад торговых оборотов, вплоть до того, что отдельные предприниматели пришли к нулевой выручке. При этом в 2009 году, по их прогнозу, положение ухудшится. В реготделении «Опоры России» называли позицию депутатов «губительной для бизнеса». «Это несвоевременное решение со стороны мэрии и гордумы», — считает председатель ВОО «Опора России» Виталий Сахаров. По его словам, с сентября у малого и среднего бизнеса выручка от продаж упала на 50%.

Кризисные меры В целом 2008-й предприниматели называют годом «стабильного диалога власти и бизнеса». «В прошлом году предприниматели показали себя единой силой при доработке федерального закона о льготном выкупе арендованных помещений для малого бизнеса, — отмечает председатель реготделения „Деловой России“ Роман Созаруков. — В итоге льготному выкупу, как мы и рассчитывали, подлежат площади до 1 тыс. кв. м площадью, и рассрочка дается на шесть лет». Кроме того, как напомнил господин Созаруков, волгоградские предприниматели через суд добились отмены решения горадминистрации о повышении ставок арендой платы за муниципальное имущество, незаконно принятое задним числом.

Сторонние наблюдатели отмечают, что на фоне негативных последствий кризиса, рыночные и финансовые риски малого бизнеса сегодня существенно выросли. «В финансовом плане речь идет прежде всего о дефиците ликвидности для подобных предприятий, — отмечает аналитик УК „Финам Менеджмент“ Максим Клягин. — В условиях ужесточения требований банков к заемщикам и резкого роста ставок по кредитам, возможности по рефинансированию представителей малого бизнеса крайне ограничены, а стоимость обслуживания существующих долгов между тем заметно растет». Что касается рыночных рисков, то в силу того, что в основной массе малый бизнес представлен предприятиями, оперирующими в сфере торговли и платных услуг, существенный негативный эффект для него будет иметь «снижение платежеспособного спроса в результате падения реальных располагаемых доходов населения».

«Из-за неблагоприятной экономической ситуации обороты многих предприятий малого бизнеса снижаются, и, если для кого-то это влияет лишь на количество заработанных денег, то для многих, особенно начинающих предпринимателей, это грозит полной потерей бизнеса, — считает руководитель общественной организации «Центр защиты бизнеса „Дело“» Татьяна Шибченко. — Ведь банки и лизинговые компании, которые давали кредиты бизнесменам, не готовы идти на уступки, а просят возвращать все и сразу, а администрация не предпринимает каких-либо серьезных мер для того, чтобы помочь предпринимателям в данной ситуации». В итоге, отмечают эксперты, вырисовываются совсем не радужные перспективы. «Если срочно не предпринять каких-либо серьезных антикризисных мер, если администрация не поможет малому бизнесу в трудную минуту, многие предприятия просто перестанут существовать», — прогнозирует Татьяна Шибченко.

Впрочем, по мнению экспертов, в результате разумной реализации федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса ситуация в среднесрочный период может стабилизироваться. К примеру, в мэрии обещают поддержать малый бизнес с помощью соучастия муниципалитета в профильных федеральных и областных программах. Так, мэр Волгограда Роман Гребенников заверил представителей союзов предпринимателей, что муниципалитет выделит 5 млн рублей, которые будут направлены в региональный гарантийный фонд поддержки малого и среднего бизнеса.

Яна Кныш

Картина дня

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...